Каждый век, каждое время имеет своих героев. Всегда были те, о ком писали книги, снимали фильмы. Истории, легенды о них передаются из поколения в поколение. Каждый из них отдал жизнь за свою цель. Кто-то пожертвовал собой во имя славы, кто-то ради богатства, кто-то за власть, другие - за правителя. Мы сегодня хотим рассказать о человеке, посвятившем свою жизнь служению Всевышнему и призыву на Его путь, - о шейхе шазалийского тариката Абдулвахиде Афанди.
Несомненно, дать достойную оценку человеку с большой буквы, шейху Абдулвахиду Афанди, может лишь тот, кто достиг его уровня в познаниях или превзошёл его, превысив своими познаниями степень его учёности.
Желая обрести довольство Всевышнего Аллаха и Его Посланника, благодать досточтимого шейха, мы решили рассказать о нём.
Детство шейха
Досточтимый шейх Абдулвахид Афанди родился в 1926 году в селении Какамахи Левашинского района Республики Дагестан.
В 6 лет маленький Абдулвахид потерял отца, а с 11-12 лет уже приступил к труду, зарабатывая на жизнь себе и своей семье в те нелёгкие военные и послевоенные годы.
В сороковые годы его старшего брата забрали в Красную Армию, домой он так и не вернулся. На плечи молодого Абдулвахида легло бремя обеспечения семьи. Чтобы помочь изнурённой от работы матери и обеспечить семью, он брался за любое дело. Нам посчастливилось поговорить с его сыном Зубаиром хажи. Он рассказал об  интересном случае, произошедшем с его отцом. В одну из посевных Абдулвахида Афанди назначили колхозным бригадиром.  Бригада собрала богатый урожай ячменя и его представили к ордену «Герой труда». Но вручали награду лишь комсомольцам или коммунистам. В райкоме так прямо и сказали: надо вступить в комсомол, на что будущий шейх ответил: «Ваша сталинская партия мне не нужна, я нахожусь в партии Мухаммада. Если я что-то заработал, дайте, если не хотите, себе можете оставить».
Всю свою жизнь шейх посвятил служению Всевышнему и призыву на его путь. Мирским занимался только по мере необходимости, чтобы семья не голодала, остальное время отдавал Исламу. Сам он был мастером на все руки, к какой бы работе ни приступал, делал всё очень аккуратно и ответственно. Работал агрономом, чинил печки, был прекрасным каменщиком. Проверкой тому стали сильнейшие ливневые дожди, обрушившиеся на район. Многие дома тогда не выдержали напора воды, лишь стены, построенные руками будущего шейха, не поддались стихии. Он очень ответственно подходил к любому делу, понимал, что в ответе за качественную работу не только перед работодателем, но и перед Всевышним. Самое ценное для него было – помогать людям, он никогда не отказывал человеку, который обращался к нему за помощью. Как рассказал его сын Зубаир хажи, как бы он не был занят, если человек приходил к нему со своей проблемой, просил помощи, шейх оставлял дела и старался помочь. Выполнение просьбы никогда не откладывал, нередко при этом ущемляя собственные интересы».
Атеистические гонения и репрессии, по милости Всевышнего, не сильно коснулись родного села шейха, поэтому, когда в других городах и республиках Ислам изучали тайно, нередко в подвальных помещениях, в их селе такая возможность была у каждого. Эту милость Всевышнего молодой шейх не упустил, одновременно брал уроки у разных учителей. Но целенаправленно стал изучать исламские знания, когда ему исполнилось тридцать лет. Любовь к получению знаний у него была безграничной.
Его сын Зубаир хажи рассказывает: «Когда другие с трудом получали знания у одного алима, он учился сразу у нескольких учителей. Только алиму по имени Ахмад он рассказывал наизусть пять-шесть книг. Однажды ночью, я был тогда ещё маленьким, я проснулся оттого, что отец уроки повторяет. Сначала я подумал, что читает по книгам, но в комнате было темно. Я подошёл к нему, а он спит и уроки во сне рассказывает».
Некоторые сильно завидовали Абдулвахиду Афанди, видя, с каким стремлением и старанием он изучает исламские науки, и даже жаловались в райком. Его обучению пытались воспрепятствовать, запрещали алимам заниматься с ним, но кто сможет воспрепятствовать изначальному решению Всевышнего?!
Вступление на Путь познания Всевышнего
В 1988 году Абдулвахид Афанди посетил шейха Саида Афанди и принял его духовное руководство. Вступив в тарикат, отмечал, насколько теперь изменился зикр. Прилагая упорство и старания, он за короткий срок прошёл Путь познания Всевышнего, который некоторые не могут пройти и за целую жизнь. Ведь недаром говорят: «Человеку легко делать те деяния, для которых он был сотворён». Благословенный шейх Абдулвахид Афанди был создан Всевышним для любви к поклонению и поминанию Его.
После вступления на путь тасаввуфа, он часто просил, чтобы Всевышний продлил его жизнь для того, чтобы больше поминать Его зикром, полученным по непрерывной цепочке и восходящим к самому Пророку . Ведь одно дело, когда ты читаешь зикр, которому тебя обучили твои родители, и другое, когда читаешь зикр, который передан по беспрерывной цепочке от одного учителя к другому от самого Пророка (мир ему и благословение). А непрерывная связь иснада является важной частью религии, на что указывал Абдулла ибн Мубарак (родился в 118 году по хиджре):
«Цепочка передатчиков (иснад) исходит из религии, если не было бы иснада, то каждый говорил бы то, что сам пожелает».
Иснад есть в хадисах, иснад есть в фикхе, иснад есть в Коране, иснад есть во всём, включая зикр. И когда человек поминает Всевышнего тем зикром, которому его обучили по достоверному иснаду, восходящему к самому Пророку (мир ему и благословение), то такой зикр, вне всякого сомнения, будет приносить гораздо больше пользы.
Любовь шейха Абдулвахида Афанди к своему наставнику
Абдулвахид Афанди очень любил своего устаза, с трудом переносил разлуку с ним. Каждые два месяца старался посещать его. Будто оправдываясь, говорил: «Устаз мой, извините, что я так часто к Вам хожу, но я не могу быть спокойным, если долгое время мои глаза не видят Вас, не запрещайте мне Вас часто посещать».
В сборниках хадисов Бухари (№3688) и Муслима (№2639) сообщается, что Анас Ибн Малик рассказывал: «Пришёл человек к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха, когда [наступит] Час?» Тот ответил: «А что ты приготовил к нему?» - «Любовь к Аллаху и Его Посланнику». И Посланник успокоил его: «Ты будешь вместе с теми, кого полюбил». Анас завершил свой рассказ: «Мы не радовались ничему больше, чем словам Пророка (мир ему и благословение) «Ты будешь вместе с теми, кого полюбил». Я тоже люблю Аллаха, а ещё Посланника Его и Абу Бакра, и Умара, и надеюсь, что буду вместе с ними, хотя я и не имею такого багажа деяний, как у них».
Имам Навави, комментируя данный хадис, сказал: «В этом хадисе есть (указание) на достоинство любви ко Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение) праведников и хороших людей, будь они живые или мёртвые» (Шарх сахих Муслим, 16/186).
Дай Аллах всем нам такой сильной любви к нашим наставникам.
Незадолго до трагедии – гибели Саида Афанди в результате взрыва, Абдулвахид Афанди говорил: «Неужели нет никого, кто бы защитил его от неё, где люди, остановите её». Но никто тогда не понял, о чем он говорит, и что он имеет в виду предрешённое Всевышним Аллахом. А через некоторое время пришла весть о трагедии. Всевышний Аллах даёт своим приближённым рабам некоторые сокрытые знания, но ничто и никто не изменит Его решения.
Много удивительного было в жизни Абдулвахида Афанди. Однако его самым большим чудом (караматом) является истикамат, т.е. то, что он постоянен в следовании по Истинному пути Аллаха. Последние сорок лет своей жизни он полностью посвятил призыву людей к Исламу, и ни разу не усомнился и не сошёл с выбранного пути. При том, что испытывал давление местных властей, пытавшихся запретить его деятельность или хотя бы склонить к сотрудничеству. Так однажды от него потребовали, чтобы он прочитал перед прихожанами села, где он работал имамом, доклад, подготовленный райкомом партии, на что он жёстко ответил: «Я буду говорить только своими словами». А когда один из начальников попытался запретить ему заключать браки по Шариату, он строго ответил: «Вот тебе шариатский брак я не заключу, но ты не сможешь запретить мне, пока я жив, бракосочетать мусульман мусульманским браком. Я имам, и не тебе мне указывать».
Клеветнические наветы не отвратили людей от Ислама
Для того чтобы посеять в людях сомнение и заставить их сойти с Пути познания Всевышнего, некоторые недоброжелатели распространяли клеветнические наветы, якобы шейх летает в Мекку,касается женщин, которые приходят к нему получить задание. Опровержением этим наветам служит такой случай. В дочь одной женщины вселился джинн, и никто бедной девушке не мог помочь. Её мать решила обратиться к шейху Абдулвахиду Афанди, так как слышала, что до того, как получить иджазу на наставничество, он лечил людей от колдовства и джиннов. При этом, возводя навет, её предупредили, что лечит он только своих мюридов, и ей и её дочери не избежать его постыдных приставаний. Но женщина была настолько в отчаянии, что отправилась за помощью. Результатом посещения стало полное излечение дочери. Поверив шейху, мать решила принять его духовное руководство на Пути познания Аллаха. Завистники не раз пытались оклеветать Абдулвахида Афанди, но каждый раз их изобличали во лжи.
Шейх, как бы плохо он себя не чувствовал, всегда принимал людей, пришедших на встречу с ним. Когда шейх Али Хажи из Колецма покинул этот свет, Ахмад хажи Афанди и Абдулжалил Афанди спросили Абдулвахида Афанди, сможет ли он продолжать учить людей, на что тот ответил: «Пока живой, буду учить». И принимал, наставлял на Путь Ислама, пока были силы. Его сын Зубаир хажи рассказывал: «Чтобы отец мог встать на ноги, приходилось ему делать массаж. Чуть становилось ему легче, он сразу начинал говорить про Ислам».
«Не путайте Ислам с собственными эмоциями»
Абдулвахид Афанди, зная, какие разговоры ведутся вокруг его имени, говорил: «Кто бы что ни сказал обо мне, не отвечайте, пусть говорят. Отвечать надо, когда говорят что-то против Ислама. Ислам нельзя путать со своими эмоциями. Ислам одно, эмоции - другое».
Свою семью он воспитывал в духе Ислама. Зубаир хажи рассказывает: «Исламу нас учил отец, исправлял, если делали что-то неправильно, никогда не ругал, ругала только мама (улыбается). Не помню, чтобы он когда-нибудь поднял на нас, своих детей, руку. С детства приобщал нас к труду - брал с собой на прополку огорода, который находился в 4-5 километрах от села».
Немного о матери
Его мать прожила 91 год. Покинула этот свет утром, совершив намаз и читая Коран. И неудивительно, что она так красиво покинула этот свет: ведь она родила сына, которым гордится вся мусульманская умма, который был полон любви ко Всевышнему Аллаху и сердце которого болело за Ислам. Всевышний вознаградил её красивой смертью за чтением священного Корана - за то, что она воспитала и вырастила великого сына. Так пусть каждая мать воспитывает своих сыновей в духе Ислама, чтобы и они стали гордостью уммы и примером для подражания, чтобы это послужило доводом в Судный день перед Всевышним Аллахом, который спросит каждого о проведённой им жизни, чтобы каждая мать смогла ответить: мой сын был алимом и призывал к религии Ислам.
Смерть шейха
В последние годы жизни шейх переносил тяготы болезней, которые постигают человека в старости. Всевышний Аллах забрал его на 88 году жизни, 12 июля, в благословенную пятничную ночь священного месяца Рамадан, что ещё раз подтверждает его величие перед Всевышним Аллахом. Шейха Абдулвахида Афанди похоронили в его родном селении.
Открытие медресе имени шейха Абдулвахида Афанди
18 сентября в селении Урма Левашинского района Дагестана прошло торжественное собрание верующих, именуемое в народе «меджлисом алимов».
Мероприятие было приурочено к открытию сельского медресе, названного в честь великого учёного современности, шейха шазалийского тариката Абдулвахида Афанди из Какамахи. Учебное заведение построили в кратчайшие сроки – в течение года за счёт средств, собранных местными жителями.
В связи с этой тяжёлой утратой мы выражаем соболезнование всем мусульманам Дагестана. Все мы созданы Всевышним Аллахом и к Нему будем возвращены!

Какамахи